Skip to main content

Чашка кофе за 7 лет

Цена чашки кофе в общепите за 7 лет выросла на 118%.

Результаты исследования представили в Москве 20 сентября, на бизнес-завтраке «Платформы ОФД», посвященном 7-летию системы ОФД и онлайн-касс в России.

В качестве условной чашки кофе – учитывался кофе в объеме 150-200 мл в заведениях общепита, либо прямое указание в чеках из общественного питания позиции «чашка кофе». Для анализа использовалась агрегированная обезличенная информация о продажах из сетевой и традиционной (несетевой) торговли, сферы услуг. Аналитические модели работают на базе 90 млрд чеков в системе BigData компании «Платформа ОФД» и накопленной экспертизе за 7 лет (при учете данных 2016 года использовалась также оценка партнеров по данным).

Сравнение продаж за август – сентябрь 2023 – 2016 гг показало следующее:

(период с 1 августа по 15 сентября, вся РФ, сетевые и несетевые заведения)

  • Чашка кофе в заведениях общепита: средняя цена в августе-сентябре 2023 года составляла 166 руб., на 11% выше, чем в прошлом году, и на 118% выше уровня 2016 года. При этом скачок средней цены произошел в 2022 году, увеличившись год к году на 61% (2022 по сравнению с 2021).

К слову, в магазинах иная картина.

  • Кофе в магазине (все виды и разновидности кофе): средняя цена в августе-сентябре 2023 года составляла 289 руб., на 1% выше, чем в прошлом году, и на 52% выше уровня 2016 года. При этом скачок средней цены произошел в 2022 году, увеличившись год к году на 28% (2022 по сравнению с 2021).

Результаты исследования показывают, за 7 лет (с 2016 по 2023 гг) цена чашки кофе выросла более чем вдвое, на 118%.

В цене для покупателя, как правило, заложены расходы на кофейный ингредиент, молоко, работу баристы, коммунальные и иные траты, а также наценка, размер которой и определяет прибыль. Серьезное изменение ценника началось в шоковый для индустрии общепита 2020-й год, когда разразилась коронавирусная пандемия. Она привела к росту стоимости чашки кофе на 15% за год, при драматическом снижении трафика.

Далее, в 2021 году, многие заведения питания старались вернуть покупателя и стремились держать цену ниже уровня предыдущего года, на 6%. Однако рост мировых цен из-за слабого урожая в странах-производителях кофе, сокращение ассортимента в связи уходом ряда FMCG-брендов из России, валютные колебания и рост иных издержек бизнеса – нашли отражение в ценах 2022-23 годов.

Резкий подъем средней стоимости кофе, который наблюдается в 2022-23 годах, связан с трансформацией ассортимента кофе, прежде всего зернового (в 2022 году фиксировались общее снижение SKU в данном сегменте на 15-20% год к году), а также быстрым ростом потребления кофе в фастфуде, особенно на автозаправках, из-за увеличения объема автопутешествий и внутреннего туризма.

Россияне чаще всего выбирают капучино и латте, которые в совокупности составляют более половины продаж кофейных напитков в точках общепита, в т.ч. АЗС.

Растущую популярность кофе как в нашей стране, так и во всем мире, все больше обеспечивают ставшие платежеспособными представители поколения Z, которые имеют более устойчивую привычку кофейного потребления, по сравнению с предыдущими поколениями.

Для сравнения, годовой оборот торговли с 2016 по 2022 г вырос на 51%, а общепита на 74%.При публикации и упоминании материалов ссылка на Чек Индекс обязательна.

Чек Индекс (Checkindex.ru) анализирует обезличенные агрегированные данные ОФД с более 1,1 млн онлайн-касс в России и экспертов-партнеров. Проект показывает изменение реальных трат россиян на отдельные товары, категории, отрасли розничной торговли и сферы услуг. На портале Checkindex.ru регулярно публикуются исследования об изменении потребительского поведения, ценах, спросе, трендах.