Skip to main content

Безнал замедлил темп

Чек Индекс и СберИндекс выпустили традиционное квартальное исследование о безналичных тратах россиян.

По результатам Q3 2022:

  • По итогам III квартала 2022 года 60,6% покупок россияне оплатили безналичным способом. За год доля безналичных расходов выросла на 1,79 п.п., но по сравнению со II кв. 2022 снизилась на 1 п.п.
  • В годовом исчислении доля безналичных расходов выросла во всех регионах. Наиболее активное развитие безналичного торгового оборота за год наблюдается в Смоленской обл. (+6,6 п.п.), Республике Тыва (+5,3 п.п.), Республике Мордовия (+4,5 п.п.).
  • Самыми «безналичными» регионами страны в III кв. 2022 стали Ненецкий АО (74,1%), Республика Саха (70,9%) и Чукотский АО (70%). Еще в 44 регионах более 60% покупок были оплачены по карте.
  • Среди городов лидером по росту безналичных платежей стал город Сунжа (Республика Ингушетия), прибавивший за год сразу 8,8 п.п. Сунжа лидирует и по росту ко II кварталу (+7,3 п.п.).
  • На фоне общего снижения оборота в непродовольственных категориях происходит перераспределение объема покупок из офлайна в онлайн, что особенно заметно в категории стройхозтоваров, где доля безнала выросла до 69,2%, в то время как во II кв. 2022 г. она была на уровне 60,8% (в III кв. 2021 г. — 65,9%).
  • В сравнении со II кв. 2022 г. в III квартале немного снизилась доля безналичных платежей в точках фастфуда (до 70% с 71,5%). При этом индустрия общественного питания остается одним из лидеров по проникновению безналичных платежей.
  • В III квартале также выросла доля безналичных платежей в категории «Электроника и бытовая техника» (+1,5 п.п.), при том, что с конца 2021 г. в данном сегменте наблюдалось поступательное снижение доли «безнала».
  • Средний чек покупки безналичным способом в ресторанах снизился за счет более активного перехода покупателя в онлайн-сегмент, где чаще всего заказывают стандартизированные блюда с меньшим чеком, чем при посещении заведения. В сегменте электроники средняя покупка снизилась ввиду большего распространения более бюджетных предложений гаджетов.

Полная версия исследованияПри публикации и упоминании материалов ссылка на Чек Индекс обязательна.

Чек Индекс (checkindex.ru) анализирует обезличенные агрегированные данные ОФД с более 1,1 млн онлайн-касс в России и экспертов-партнеров. Проект показывает изменение реальных трат россиян на отдельные товары, категории, отрасли розничной торговли и сферы услуг. На портале checkindex.ru регулярно публикуются исследования об изменении потребительского поведения, ценах, спросе, трендах.