Fashion в ожидании распродаж
Что ждет рынок одежды и обуви на распродажах ноября-декабря?
Сравнение за январь-октябрь 2023/2022/2021 гг., РФ:
- Одежда и обувь за 10 мес. – медианная цена 2980 руб., на 13% выше уровня прошлого года, на 19% выше уровня 2021 года. Число покупок – ниже на 7% по сравнению с 2022 г., и на 14% ниже по сравнению с 2021 г.
При этом в октябре – медианная цена 3220 руб., на 15% выше уровня прошлого года, на 17% выше уровня 2021 года. Число покупок – выше на 8% по сравнению с прошлогодним показателем, на 6% ниже уровня 2021 года.
Эксперты Чек Индекса компании «Платформа ОФД» отмечают, продажи одежды и обуви продолжают наращивать онлайн-присутствие и возвращаются в торговые центры, обеспечивая восстановление трафика ТЦ Москвы и крупнейших городов.
На фоне сокращения товаров премиального сегмента и расширения масс-маркета, размер средней покупки в fasion-сегменте за 10 месяцев в целом показывает снижение (на 5-8% год к году), однако цена на полке растет. Это четче проявилось во второй половине лета и осенью, когда с курсовой волатильностью, инфляционными ожиданиями вырос и спрос. Вместе с тем, вышли в продажу и новые коллекции осень-зима, увеличилась представленность среднего и премиум-сегмента.
На среднюю покупку одежды и обуви все еще оказывает значительное влияние – расширение присутствия на отечественном рынке новых, в том числе российских производителей, которые больше представлены в массовом сегменте. Именно этот сектор растет быстрее всего. Так, продажи российских марок показывают рост продаж в натуральном выражении (шт.) на 15-20% год к году.
Продажи одежды и обуви ускорились в том числе в онлайне. Это лишь подтверждает возвращение потребителя к привычным паттернам потребления и интерес к новым коллекциям.
В интернете – медианная цена ниже на 30-35%, число покупок – выше уровня прошлого года на 22%, и выше уровня 2021 года на 37%. Тому способствует развитие маркетплейсов и рекламного инвентаря ритейл-медиа.
Судя по продажам в прошлые годы, в т.ч. по опыту 2022 года, покупатель ждет длинных ноябрьских выходных и сезона распродаж под конец года. Так, в минувшем году на акциях в ноябре покупки одежды и обуви показывали рост порядка 35-40% в сравнении год к году, причем больше в офлайн-секторе. Медианная цена покупки возрастала на 10-15% год к году. Скорее всего, на открывающихся осенне-зимних распродажах цены одежды и обуви так же покажут увеличение не менее 13% год к году.
Спрос на отечественные марки растет прежде всего в сегментах повседневной одежды/обуви, одежды и обуви для туризма, детской и спортивной одежды/обуви. Потребитель все чаще приобретает вещи CTM (собственные торговые марки) российского ретейла (рост штучных продаж в этом секторе более 30% г/г), в мультибрендовых магазинах и бутиках (рост штучных продаж в этой категории магазинов более 35% г/г), включая точки несетевой торговли.
Интернет продолжает обеспечивать продажи большинства зарубежных брендов из масс-маркета, демонстрировавших в прошлом году уход с российского рынка (в том числе в интернете находит покупателя такая продукция, поступающая по каналам параллельного и серого импорта).
По оценке аналитиков Чек Индекса, продажи российских марок показывают рост продаж в натуральном выражении (шт.) на 15-20% год к году в сравнении с 2022 г, и на 40-45% в сравнении с 2021 годом. Напротив, иностранные бренды за год снизили продажи на 20-25%, а по сравнению с 2021 годом – на 35-40%. При этом снижение по «ушедшим» маркам могло бы быть и более драматичным, если бы такой товар не перешел в онлайн-канал.
Потребитель уже накопил достаточно пользовательского опыта и активно применяет мультиканальный подход, выбирая одну и ту же вещь на разных интернет-площадках и офлайн-магазинах, а покупая там, где удобнее с точки зрения финансовой выгоды и территориального расположения.
При публикации и упоминании материалов ссылка на Чек Индекс обязательна.
Свежая аналитика и исследования – в телеграм-канале t.me/checkindex
Чек Индекс (Checkindex.ru) анализирует обезличенные агрегированные данные ОФД с более 1,1 млн онлайн-касс в России и экспертов-партнеров. Проект показывает изменение реальных трат россиян на отдельные товары, категории, отрасли розничной торговли и сферы услуг. На портале Checkindex.ru регулярно публикуются исследования об изменении потребительского поведения, ценах, спросе, трендах.