Онлайн поднял безнал
В России вновь побит рекорд по доле безналичного оборота.
Доля безналичного оборота в России в I квартале 2023 г. обновила исторический максимум, достигнув 63,3%. В совместном исследовании СберИндекса и Чек Индекса отмечается, прирост по отношению к аналогичному периоду прошлого года составил +1,5 п.п.
В I квартале 2023 г. в 61 регионе более 60% покупок были оплачены по карте. Это на 12 регионов больше, чем в IV квартале 2022 г.
В целом после слабых результатов II квартала 2022 г., начиная с III квартала 2022 г. наблюдается впечатляющий рост доли онлайн-оплат — сравнимый разве что со случившимся после начала пандемии. Катализатором роста стал уход ряда зарубежных брендов, что изменило привычный для потребителя ландшафт и заставило его активно искать новые торговые локации. В случае дальнейшего развития этой тенденции, такой рост независимости потребительского выбора может создать новые вызовы для предложения и, в конечном итоге, стать одним из драйверов роста экономики.
Самыми «безналичными» регионами страны в I квартале 2023 г. остались Ненецкий АО (76,5%), Республика Саха (73,8%) и Чукотский АО (73,4%).
При этом рост к прошлому году наблюдается во всех регионах. Наиболее активно безналичный торговый оборот развивался в Чукотском АО (+5,9 п.п.), Республике Карачаево-Черкессия (+5,6 п.п.) и Ямало-Ненецком АО (+5 п.п.).
В I квартале 2023 г. для всех субъектов РФ также наблюдается рост доли по сравнению с прошлым кварталом (в целом по РФ +2,5 п.п.). Лидером среди регионов стала Республика Карачаево-Черкессия (+4,6 п.п.).
Среди крупных городов первую позицию по росту год к году занял Лесосибирск (Красноярский край) – 6,9 п.п. Лучший рост за квартал продемонстрировал Железногорск (Красноярский край) – 5,3 п.п.
В базовых категориях торговли доля безналичного оборота составила 70,2% против 63,8% в прошлом году. Безнал активно проникает и наращивает долю даже в тех сферах розницы, где ранее не был популярен, таких как продовольственные магазины и магазины у дома. Растет объем и доля безналичных трат на продукты питания, общепит. В ресторанах и кафе рост превысил 3%.
На протяжении второй половины 2022 г. и в I квартале 2023 г. фиксировалось снижение среднего чека покупки в секторах электроники и бытовой техники, а также стройматериалов. Это связано с ажиотажным спросом февраля-марта прошлого года. Кроме того, снижение размера трат в указанных категориях происходило за счет увеличения на полке товаров эконом-сегмента (решения от отечественных производителей и новых брендов, зашедших на российский рынок).
Полная версия исследования.При публикации и упоминании материалов ссылка на Чек Индекс обязательна.
Чек Индекс (checkindex.ru) анализирует обезличенные агрегированные данные ОФД с более 1,1 млн онлайн-касс в России и экспертов-партнеров. Проект показывает изменение реальных трат россиян на отдельные товары, категории, отрасли розничной торговли и сферы услуг. На портале checkindex.ru регулярно публикуются исследования об изменении потребительского поведения, ценах, спросе, трендах.