Skip to main content

Как россияне покупают постные продукты

В этом году Великой православный пост начался 15 марта и продлится до 1 мая (в 2020 г. он длился со 2 марта по 18 апреля). Что для россиян означает пост сегодня: период бытийных самоограничений или стимул сбросить лишние килограммы?

Чек Индекс провел сравнение потребительских затрат россиян за первые 10 дней Великого поста текущего и прошлого года (15-24 марта 2021 и 2-11 марта 2020 гг.).

Объектом анализа (на базе агрегированных обезличенных данных продаж по всей стране) стали товарные категории, которые принято считать одними из маркеров изменения спроса в этот период.Выявлено следующее изменение интереса покупателей к такой продукции:

  • Постный хлеб – объем продаж в натуральном выражении (шт) вырос на 63%, Средний чек фактических затрат на единицу товара составил – 33 руб, на 17% выше, чем за сравниваемый период прошлого года
  • Соевое молоко – объем продаж в натуральном выражении снизился на 23%, средний чек – 74 руб, на 120% выше, чем в прошлом году
  • Кокосовое молоко – объем продаж в натуральном выражении вырос на 65%, средний чек – 92 руб, на 80% выше, чем в прошлом году
  • Миндальное молоко – объем продаж в натуральном выражении вырос на 75%, средний чек – 79 руб, на 74% выше, чем в прошлом году
  • Нут – объем продаж в натуральном выражении вырос на 18%, средний чек – 387 руб, на 52% ниже, чем в прошлом году
  • Фасоль – объем продаж в натуральном выражении вырос на 41%, средний чек – 82 руб, на 14% выше, чем в прошлом году
  • Тофу – объем продаж в натуральном выражении вырос на 9%, средний чек – 155 руб, на 61% выше, чем в прошлом году

При этом в ряде товарных групп спрос сократился:

  • Грибы – объем продаж в натуральном выражении снизился на 1%, средний чек – 149 руб, на 8% выше, чем в прошлом году
  • Орехи – объем продаж в натуральном выражении снизился на 4%, средний чек – 266 руб, на 19% ниже, чем в прошлом году
  • Сухофрукты – объем продаж в натуральном выражении снизился на 24%, средний чек – 515 руб, на 41% ниже, чем в прошлом году

За сравниваемые периоды частота покупок постных товаров (с указанием в названии «постный») выросла за год на 26%. Это может говорить как о развитии маркетинговых тактик продавцов в ретейле, так и возросшем интересе россиян к постным блюдам.

Однако необходимо учитывать эффект базы прошлого года, когда на период первой недели поста пришелся на праздник 8 марта, традиционно сопровождающийся обильностью гастрономических предпочтений. На этом фоне, начало Великого поста в 2021 году (после Международного женского дня и в условиях ухода от социальной изоляции) выглядит куда более привлекательно для старта этапа «умеренности» в пище (по сравнению с минувшим годом).

Очевидно, для многих пост служит стимулирующим фактором, который помогает привести себя в форму и сбросить лишние килограммы. Это особенно актуально в текущей ситуации выхода из режима домашнего времяпровождения.