Skip to main content

Эхо прошлогоднего ажиотажа

В минувшем году конец февраля и начало марта были ознаменованы ажиотажным спросом в розничной торговле. Как изменился средний чек трат россиян на популярные массовые категории товаров и услуг? Выяснили эксперты Чек Индекса.

Сравнение за 1-15 марта 2023/2022, РФ:

  • Продукты питания – средний чек покупки 785 руб., на 14% ниже. Число покупок снизилось на 12%
  • Аптеки – средний чек 605 руб., на 50% ниже. Число покупок снизилось на 14%
  • Электроника и бытовая техника – средний чек 10634 руб., на 40% ниже. Число покупок снизилось на 41%
  • Одежда и обувь – средний чек 5350 руб., на 6% ниже. Число покупок снизилось на 10%
  • Товары для ремонта и стройки – средний чек 9057 руб., на 37% ниже. Число покупок снизилось на 51%
  • Косметика и парфюмерия – средний чек 3957 руб., на 14% ниже. Число покупок снизилось на 16%
  • Стоматологические услуги – средний чек 8202 руб., на 12% ниже. Число покупок снизилось на 12%

Однако:

  • Кафе, рестораны, фастфуд – средний чек покупки 817 руб., на 14% выше. Число покупок выросло на 19%
  • Кинотеатры – средний чек 683 руб., на 18% выше. Число покупок выросло на 48%
  • Салоны красоты – средний чек 1549 руб., на 2% выше. Число покупок выросло на 15%
  • Фитнес-услуги и тренажерные залы – средний чек 3049 руб., на 8% выше. Число покупок выросло на 13%

Ажиотажный спрос в начале СВО, который наблюдался в большинстве массовых товарных категорий, стал катализатором стратегии экономии и запасливости большинства россиян. Покупатель в тот период стремился максимально реализовать свои возможности по приобретению, прежде всего, товаров с высокой долей импортных составляющих в цене. Это отразилось на величине среднего чека в основном непродовольственных категорий, таких как электроника и стройтовары, а также лекарственных средств. Многие, по инерции, покупали «про запас» и отечественные товары, увеличивая таким образом медианный размер трат за одно посещение торговой точки. Наиболее высокие темпы прироста чека фиксировались в онлайне, где чаще всего заказывали жители мегаполисов.

Однако дальнейшее развитие спроса продемонстрировало, сегодняшний покупатель устал от «стрессового» сбережения средств и восстанавливает траты, придерживаясь при этом рационального подхода. Например, длинные ноябрьские, новогодние выходные и гендерные праздники показывают, россияне не скупятся на категории «развлечений, красоты, удовольствия».

Эксперты также отмечают, аналитическая картина о потреблении, которой пользуется маркетинг и бизнес, «сломана» на отрезке февраля-марта текущего и прошлого года. У каждой компании из ретейла и отраслей производства будут свои выводы на более длительных промежутках анализа.При публикации и упоминании материалов ссылка на Чек Индекс обязательна.

Чек Индекс (checkindex.ru) анализирует обезличенные агрегированные данные ОФД с более 1,1 млн онлайн-касс в России и экспертов-партнеров. Проект показывает изменение реальных трат россиян на отдельные товары, категории, отрасли розничной торговли и сферы услуг. На портале checkindex.ru регулярно публикуются исследования об изменении потребительского поведения, ценах, спросе, трендах.