Skip to main content

Чек Индекс и СберИндекс: пятая часть безналичного оборота в России идет через интернет

Доля безналичного торгового оборота по итогам III кв. 2021 года составила 58,8% от всех расходов россиян. Как отмечается в исследовании лаборатории СберИндекс и аналитического проекта Чек Индекс компании «Платформа ОФД», в следующем квартале наверняка будет преодолена отметка в 60% трат. При этом на онлайн-траты в III квартале пришлась пятая часть (20,6%) от безналичного оборота, а в сентябре платежи через интернет установили рекорд, составив 12,6% от всех расходов граждан на товары и услуги, включая оплату наличными.

Список регионов с наибольшим проникновением безналичных платежей стабильно возглавляют дальневосточные и северные регионы, а самый высокий показатель наблюдается в Ненецком АО (72%).

При этом в лидерах по приросту показателя за год заметны изменения. В III кв. в топ-10 вошли популярные туристические направления: Ростовская обл. (+6,6 пп), Ярославская обл. (+6,4 пп), Краснодарский кр. (+6,2 пп). В Сочи по карте было оплачено почти 60% покупок, что соответствует росту на 7,7 п.п. к III кв. 2020 г.

Продолжается активное развитие карточных платежей на Северном Кавказе, хотя ранее жители региона крайне неохотно отказывались от наличного оборота. В топ-10 по росту проникновения вошли Пятигорск (+7,7 п.п.), Ессентуки (+7,5 п.п.) и Нальчик (+7,1 п.п.).

В отраслевом разрезе главными драйверами являются общепит и FMCG-ретейл. На них приходится всё улучшение относительно 2020 года.

Продолжает сокращаться доля безналичного оборота в сегментах «Строительные и хозяйственные товары» и «Электроника» (1,2 п.п. и 0,4 п.п. относительно 2020 г. соответственно).

C полной версией исследования можно ознакомиться здесь.При публикации и упоминании материалов ссылка на Чек Индекс обязательна.

Чек Индекс (checkindex.ru) – аналитический ресурс «Платформы ОФД», обрабатывающей ежедневно свыше 44 млн чеков с более миллиона онлайн-касс в России. Проект показывает изменение реальных трат россиян на отдельные товары, категории, отрасли розничной торговли и сферы услуг. На портале checkindex.ru регулярно публикуются исследования об изменении потребительского поведения, основанные на агрегированных обезличенных данных ОФД.