Skip to main content

Безнал снова набрал вес

В России снова стала расти доля безналичного оборота

Доля безналичного оборота в РФ в III кв. 2023 г. достигла 64,2%, обновив рекорд, установленный в I кв. 2023 г. (63,3%). Как отмечается в совместном исследовании Чек Индекс и лаборатории СберИндекс, прирост по отношению к аналогичному периоду прошлого года составил +3,6 п.п.

Среди регионов тройка лидеров по доле безналичных платежей не изменилась с начала года – это Ненецкий АО (75,7%), Республика Саха (75,2%) и Чукотский АО (75,1%).

Как и в I кв. более 60% покупок были оплачены по карте в 61 регионе, причём состав этих регионов практически не изменился: Саратовская область вышла из группы с результатом 59,6%, а Ивановская область вошла (60,4%). Стоит отметить, что во II кв. фиксировался существенный спад: доля «безнала» превысила 60% только в 54 регионах.

На фоне этого снижения рост к прошлому кварталу наблюдается во всех регионах (в целом по России +1,9 п.п.). Наименьший прирост зафиксирован в Саратовской области (+0,4 п.п.), а лидером по приросту стала Чеченская Республика (+3,2 п.п.).

В годовом разрезе наблюдается фронтальный рост доли безналичных платежей, лидерами же стали Республика Тыва (+7,4 п.п.), Приморский край (+6,6 п.п.) и Республика Адыгея (+5,9 п.п.).

Среди муниципальных образований лидерами по росту доли «безнала» за год стали два города Приморского края – Уссурийск (+7,9 п.п.) и Владивосток (+7,5 п.п.), ненамного отстал от них Кызыл (Республика Тыва) – +7,4 п.п.

Наибольший прирост к II кварталу текущего года зафиксирован в столице Татарстана Казани (+3,7 п.п.).

В базовых категориях торговли доля безналичного оборота составила в III квартале 66,7%, увеличившись по сравнению с III кварталом прошлого года на 2,4 п.п. Максимальный рост зафиксирован в гипермаркетах (+10 п.п.) и на АЗС (+9,8 п.п.), несколько меньший – в супер-и мини-маркетах (4,5 п.п.), в категории «Одежда и обувь» (+4,4 п.п.), а также в кафе и ресторанах (+3,7 п.п.).

Это касается прежде всего категорий с высоким средним чеком из непродовольственных и неповседневных групп: товары для ремонта, дачи, хозяйства, бытовая техника, гостиницы. Такое поведение потребителя, возможно, связано с реализацией отложенных ранее покупок на фоне курсовой волатильности и инфляционных ожиданий, что в свою очередь стимулировало более активное расходование наличных средств «из заначки».

Стоит отметить также разнонаправленную динамику величины среднего чека. В таких категориях как гипермаркеты, кафе и рестораны, аптеки, гостиницы – она снижалась, что может свидетельствовать о стремлении потребителей снизить свои расходы при более высокой частоте регулярных покупок (по сравнению с прошлым годом), а в категориях, где регулировать размер «корзины» сложнее (товары для ремонта, одежда и обувь, бытовая техника и АЗС) средний чек существенно вырос год к году.

Подробный отчет

 

При публикации и упоминании материалов ссылка на Чек Индекс обязательна.

Свежая аналитика и исследования – в телеграм-канале t.me/checkindex

Чек Индекс (Checkindex.ru) анализирует обезличенные агрегированные данные ОФД с более 1,1 млн онлайн-касс в России и экспертов-партнеров. Проект показывает изменение реальных трат россиян на отдельные товары, категории, отрасли розничной торговли и сферы услуг. На портале Checkindex.ru регулярно публикуются исследования об изменении потребительского поведения, ценах, спросе, трендах.